Римские церкви с виду ничем не примечательные строения, внутри оказываются настоящими сокровищницами с шедеврами Караваджо, Рафаэля и Микеланджело. Если вы приехали летом, не купили билет в Ватикан или не хотите стоять в очереди в Собор Святого Петра, то составить представление о католическом Риме и искусстве эпохи Возрождения можно просто гуляя по римским церквям. Я уже писала в этом посте о множестве бесплатных смотровых площадок, а сегодня расскажу о картинных галереях с шедеврами мировой живописи и скульптуры за ноль евро.
Вам также могут быть интересны эти посты про Рим:
При планировании посещения стоит учитывать график работы церквей. Почти все они имеют перерыв на обед, некоторые работают только по воскресеньям, какие-то только утром. Проверить часы работы можно на сайтах или в Google Maps. Во многих капеллах, где размещены картины, очень темно. Чтобы включить свет, нужно бросить 2 евро в специальное отверстие. Это вместо платы за вход.
Сан-Луиджи-деи-Франчези
Адрес: Piazza di San Luigi dei Francesi | Сайт
Церковь французской общины, постоенная в XVI в., находится в двух шагах от Пьяцца Навона. Опознать ее несложно, вокруг вы услышите непривычно много французской речи. Богатый интерьер ослепляет, но все туристы устремляются к пятой капелле слева от алтаря — к трем шедеврам Караваджо. Художник получил заказ на роспись капеллы часовни Контарелли, вместо привычных фресок он написал серию картин, повествующих о жизни Святого Матфея — «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея» и «Апостол Матфей с ангелом». Это первые работы Караваджо для церкви, которые принесли ему большую славу.
Церковь Сант-Агостино
Адрес: Via della Scrofa, 80 | Сайт
Пророк Исайя, Рафаэль Санти Мадонна Лорето, Караваджо
Продолжая гулять по переулкам вокруг Пьяцца Навона, доходим до еще одной церкви, зажатой на маленькой площади, набитой до отказа припаркованными машинками. Сант-Агостино возведена в самом начале римского Возрождения, в 1483 году, и считается церковью римских куртизанок. В одной из капелл захаронена Фиамметта — знаменитая куртизанка и любовница Чезаре Борджиа. При строительстве храма использовались мраморные блоки Колизея. Внутри идет реставрация, но самые известные шедевры открыты для осмотра. Во-первых, это фреска Рафаэля — пророк Исайя. По стилистике очень напоминает фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Во-вторых, Караваджо. Его “Мадонна Лорето” (1606 г.) украшает первую капеллу от алтаря.
Церковь Санта-Иво алла Сапиенца
Адрес: Corso del Rinascimento, 40 | Сайт
Расположенная между Пантеоном и Пьяцца Навона, церковь спрятана от посторонних глаз. Я в нее так и не попала, потому что работает она три часа в неделю с 9 до 12 утра в воскресенье. Храм — творение архитектора Борромини — строился как часовня иезуитов при римском университете Ла Сапиенца.
Сант-Иньяцио
Адрес: Via del Caravita, 8a | Сайт
В эту церковь я забредала в свой первый приезд в Рим, но мне тогда было невдомек, что среди богатого убранства особое внимание привлекает фальш-купол. На настоящий массивный венец не хватило средств, поэтому художник Андреа дель Поццо на плоском потолке изобразил глубину, сравнимую с куполом Святого Петра. Церковь расположена в районе Пантеона.
Иль-Джезу
Адрес: Via degli Astalli, 16 | Сайт
Главная церковь Ордена Иезуитов, построенная в XVI в., находиться в районе Палаццо Венеция. Потолок работы Джованни Гаулли, который художник расписывал на протяжении 18 лет. Изображение кажется трехмерным, объемным, невесомые фигуры будто парят в воздухе, наполненные божественным светом. В центре храма есть зеркало, в которое можно детально рассмотреть роспись.
Сант-Андреа аль Квиринале
Адрес: Via del Quirinale, 30 | Сайт
Необычная барочная церковь на Квиринальском холме, построенная в XVII века по проекту архитектора Джан Лоренцо Бернини. Оригинальная овальная форма была задумана в ответ на архитектурные поиски соперника Бернини — Франческо Борромини, который в двух шагах возводил храм Сан-Карло Алле Куаттро Фонтане. Внутри пространство, наполненное воздухом — огромный овальный зал с расположенными по периметру капеллами и алтарем напротив входа. Очень необычное решение для католической церкви.
Сан-Карло Алле Куаттро Фонтане
Адрес: Via del Quirinale, 23 | Сайт
Церковь расположена на знаменитом перекрестке четырех фонтанов (в переводе название — церковь Св. Карла у четырех фонтанов). На этом перекрестке можно задержаться, переходя с одной стороны улицы на другую и рассматривая скульптурные группы на углах зданий. В прошлый раз я так и не смогла в нее попасть, был перерыв на обед. Наверстала в этот. Фасад на удивление поражает своей динамичностью и деталями: волнообразные пилоны, полуротонда, скульптуры в нишах. Чтобы разглядеть все это великолепие, придется перейти на другую сторону улицы.
Внутри церковь поражает новизной форм еще больше. Овальный лафон, декорированный мотивами креста, ромба и восьмигранника с золотым светом, пронимающим из фонаря под куполом.Невероятное количество деталей, форм при минимализме цвета — почти все внутри ослепительно белое.
Санта Мария Маджоре
Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore | Сайт
Одна из 4 папских базилик Рима и одна их самых старых христианских церквей, Санта Мария Маджоре находится в районе вокзала Термини. Паломников и священников здесь хоть отбавляй, перед входом всех досматривают с помощью рамок металлодетекторов. Первая базилика на этом месте была построена аж в V веке. По легенде в IV веке Папе Либерию во сне явилась Дева Мария и сказала построить храм на том месте, где назавтра выпадет снег. А на дворе-то было 5 августа. Пророчество сбылось и снег выпал на холме Эсквилин, там, где сейчас стоит церковь.
Санта-Мария Маджоре неоднократно перестраивалась, но по сей день хранит старинные мозаики и потолок из золота, привезенного первыми мореплавателями из Америки.
Санта Мария делла Виттория
Адрес: Via Venti Settembre, 17 | Сайт
Небольшая церковь в районе дворца Барберини примечательна пышным барочным интерьером авторства Бернини и, в особенности, скульптурой “Экстаз Святой Терезы”. Очень смело для того времени.
Санта Мария дель Пополо
Адрес: Piazza del Popolo, 12 | Сайт
Несмотря на то, что церковь находится на одной из самых популярных римских площадей — Пьяцца дель Пополо — найти ее не просто. Фасад Бернини на реконструкции, завешан защитным полотном. Ориентир для входа — музей Да Винчи. Лестницами и переходами в храм попадаешь с бокового входа. По количеству предметов искусства базилику можно смело сравнить с музеем. Алтарь авторства Браманте, фрески Пинтуриккьо в капелле делла Ровере, в капелле Чезаре находятся сразу две картины Караваджо — «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра» (слева от алтаря). Рафаэль проектировал капеллу своего финансового покровителя банкира Киджи, мозаики внутри также созданы по эскизам художника.
Собор Святого Петра
Ему посвящен отдельный пост — об особенностях посещения, мессах Папы и прочих нюансах читайте там. Не упомянуть главный христианский храм в этом посте было бы преступлением.
Сикстинская капелла
Капелла относится к музеям Ватикана, вход платный, по билетам. Подробнее можно почитать в этом посте.
А какая из церквей понравилась вам больше всего?
Понравился пост? Поделитесь с друзьями??❤️